Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 19 декабря 2018 года

Версия для печати

О заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

24 декабря в МИД России под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоится очередное заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР).

Планируется подвести итоги работы Комиссии в уходящем году, центральным событием которого стал состоявшийся 31 октября – 1 ноября в Москве VI Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. Форум прошел с большим успехом, участие в нем приняли более 400 делегатов из 98 стран. К собравшимся обратился Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Работа с молодыми представителями диаспоры остается в числе приоритетов деятельности Комиссии. Члены ПКДСР рассмотрят итоги работы Межведомственного совета по делам молодежи при ПКДСР за 2018 год.

Отдельным пунктом программы заседания станет выступление представителей Правительства Республики Крым, которые поделятся своим опытом работы с соотечественниками за рубежом.

Будет также намечен план заседаний ПКДСР в следующем году.

О ситуации вокруг М.В.Бутиной

Во время судебных слушаний 13 декабря М.В.Бутина подтвердила заключение сделки с американским следствием и признала вину в деятельности в качестве иностранного агента.

Такое решение было принято М.В.Бутиной в условиях жесткого давления, которое оказывалось на нее со стороны американских властей. Напомним, что в преддверии заседания суда был серьезно ужесточен режим содержания россиянки. Поэтому часть, связанную с оценкой ситуации мы оставляем на ваше усмотрение. Думаю, ваш суд должен быть более объективным, чем американское правосудие. 

Приведу факты. Ее перевели в тюремный блок для особо опасных преступников, не выпускали из камеры по 22 часа в сутки и, кроме того, не оказывали необходимую медицинскую помощь. Не остается сомнений, что таким образом М.В.Бутиной наглядно демонстрировали, что ее ждет в случае отказа от сотрудничества со следствием.

В итоге мы стали свидетелями того, как на самом деле работает система правосудия в США, которую подают ее чуть ли не как эталон соблюдения прав человека и постоянно указывают другим, как себя вести на этом треке. Создав невыносимые условия и угрожая длительным тюремным сроком, как вы понимаете, все это делалось на основе реальных примеров, которых, к сожалению, тоже немало, нашу соотечественницу буквально заставили расписаться под абсолютно нелепыми обвинениями.

Квалифицируем и продолжаем квалифицировать задержание, арест и заключение под стражей М.В.Бутиной, как политическое давление и акт политического шантажа, а ее, как политическую заключенную.   

Убеждены, что уголовное дело против М.В.Бутиной связано исключительно со стремлением отдельных политических сил в США подстегнуть антироссийскую истерию и найти хоть что-то, что можно было бы использовать в подтверждение домыслов о некоем «вмешательстве» нашей страны в американские внутренние дела.

Продолжим работу по скорейшему освобождению М.В.Бутиной и ее возвращению на Родину.

О ходе расследования убийства А.Г.Карлова

Сегодня исполнилось два года с момента трагической гибели Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлова в результате террористического акта в Анкаре.

Турецкие правоохранительные органы завершили расследование возбужденного по данному факту уголовного дела и передали в суд подготовленное ими обвинительное заключение. Указанные материалы будут изучены российскими следователями, которые находятся в постоянном взаимодействии со своими турецкими коллегами.

Рассчитываем, что в результате предстоящего судебного процесса все причастные к этому злодеянию будут выявлены и понесут заслуженное наказание в соответствии с законом.

МИД России и Посольство России в Турции держат данный вопрос на постоянном контроле.

О развитии ситуации в Сирии

Наступает время подведения итогов уходящего, 2018 г., который принес серьезные позитивные подвижки в развитии ситуации в Сирии и вокруг нее. Их характер и масштаб хорошо ощутимы в столице страны – Дамаске и крупных городах: Алеппо, Хомсе, Латакии. Сегодня они живут мирной жизнью, без напряженного ожидания ежедневных террористических обстрелов и подрывов, как это было в прошлом. Несмотря на перенесенные тяжелейшие испытания, люди готовятся к встрече Нового года, который в традиционно толерантной Сирии привыкли отмечать многие, а христиане – еще и к Рождеству. Именно такая предпраздничная атмосфера царит сегодня на территориях, подконтрольных Правительству Сирии.

Увы, предстоящие праздники, скорее всего, пройдут незамеченными в Идлибе, где все еще царит полная вакханалия и контроль террористов из «Нусры». Созданная ими «администрация» в лице т.н. «правительства спасения» ревностно следит за тем, чтобы любая символика новогодних торжеств была исключена из обихода как якобы оскорбляющая чувства мусульман.

Не лучше дела обстоят и в разрушенной Ракке. Там некому праздновать Рождество на оскверненных руинах церквей – почти все христиане покинули этот город-призрак.

Канун Нового года – это время надежд. Для сирийцев эти надежды во многом связаны с дальнейшим продвижением по пути урегулирования и преодоления последствий затянувшегося кризиса, восстановлением в полном объеме суверенитета и единства страны, ее территориальной целостности, окончательной ликвидацией террористического присутствия, политической и социально-экономической реконструкцией, возвращением к родным очагам беженцев и внутренне перемещенных лиц.

Важнейшим шагом на этом пути стали положительные результаты консультаций с сирийскими сторонами по списочному составу Конституционного комитета, которые министры иностранных дел России, Турции и Ирана – стран-гарантов «астанинского формата» – представили вчера в Женеве спецпосланнику Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистуре. Хотела бы напомнить, что решение о формировании Комитета было принято на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. Рассчитываем, что этот важный орган сможет собраться в Женеве и приступить к работе в начале 2019 г. с целью подготовки конституционной реформы в Сирии, на основе которой в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН должны состояться всеобщие выборы.

Внимательно отслеживаем развитие ситуации на северо-востоке Сирии, где усиливается напряженность, основной причиной которой является сохранение незаконного военного присутствия США. Продолжающееся заигрывание Вашингтона с сепаратистски настроенными курдскими политиками вызвало резкий рост озабоченностей в Анкаре относительно возникающих при этом угроз для национальной безопасности Турции. Развеять их американцам пока не удается. В результате ситуация в Заевфратье – вдоль турецко-сирийской границы, а также в районах, лишь недавно переживших нашествие ИГИЛ, обострилась до предела и угрожает вылиться в острый кризис. Ее заложниками становится как курдское, так и сирийское население, а в выигрыше оказываются остатки недобитых «игиловцев», начинающих вновь поднимать голову.

Мы не раз обращались к теме фактической оккупации США значительной части сирийской территории, указывали на то, что из фактора борьбы с международным терроризмом незаконное американское присутствие превращается в опасное препятствие на пути к урегулированию. В полной мере этот тезис применим и к ситуации с лагерем ВПЛ «Рукбан», расположенном в 55-километровой «эксклюзивной зоне», созданной США в одностороннем порядке вокруг незаконной военной базы в Ат-Танфе. Американцы не допускают в эту зону представителей сирийских властей, зато покровительствуют укрывшимся там боевикам, в том числе связанным с ИГИЛ, обучают и вооружают их. В результате члены незаконных вооруженных формирований сегодня контролируют 50-тысячный лагерь, большая часть жителей которого давно хочет покинуть его, чтобы вернуться в родные места, но не в состоянии сделать это в организованном порядке.

В настоящее время продолжается проработка вопроса об организации очередного гуманитарного конвоя ООН в «Рукбан», чтобы хоть как-то облегчить страдания людей в условиях наступающей зимы. Востребованность оказания им срочной помощи очевидна. Однако для успеха данной гуманитарной операции США как сторона, фактически оккупирующая территорию, где расположен лагерь, должны предоставить исчерпывающие гарантии безопасного доступа сотрудников ООН, МККК и Сирийского Общества Красного Полумесяца, а также адресного распределения гуманитарного груза среди нуждающихся в «Рукбане». В противном случае это была бы помощь не жителям лагеря, а окопавшимся на его территории боевикам.

О затягивании Техническим секретариатом ОЗХО расследования химического инцидента в Алеппо

Мы весьма обеспокоены тем, что Технический секретариат ОЗХО, несмотря на неоднократные официальные обращения сирийской стороны, до сих пор не направил свою специальную миссию для расследования инцидента с применением химоружия (МУФС) в Алеппо 24 ноября.

4-6 декабря Дамаск посетила передовая группа спецмиссии. В ходе визита она получила большой массив фактологических материалов, а также заверения сирийской стороны и российских военных в том, что экспертам МУФС в Алеппо будет оказано всяческое содействие. Кроме того, насколько нам известно, Управлением ООН по вопросам безопасности ранее никаких противопоказаний в отношении поездки в Алеппо не обозначалось.

С момента этого химического инцидента прошёл уже почти месяц. Однако, как говорится, к сожалению, ситуация не изменилась. Вместе с тем, чем больше уходит времени, тем труднее будет получить на месте вещественные доказательства самими специалистами МУФС. С учётом высокой летучести хлора, которым, как известно, были снаряжены кустарные химбоеприпасы, применявшиеся боевиками при обстреле городских кварталов Алеппо, шансы обнаружить следы этого вещества с каждым днём уменьшаются.

Сложилась ситуация, когда, с одной стороны, свидетельства того, что это преступление было совершено боевиками, уже предоставлены сирийскими официальными лицами. С другой – из уст высокопоставленных чиновников целого ряда стран Запада мы слышим, что инцидент в Алеппо 24 ноября был якобы организован Дамаском, да еще при российском участии, чтобы, мол, обвинить оппозицию. Это лишний раз свидетельствует о необходимости безотлагательного проведения самого тщательного и всестороннего расследования, и именно на месте химинцидента, а не дистанционного, как это часто делается.

Невольно возникает впечатление, что расследование Техсекретариатом ОЗХО умышленно затягивается, что, кстати, является уклонением от его прямых обязанностей. Вопрос – а не делается ли это в угоду всё той же западной «тройке», которая, преследуя свои узкие геополитические интересы в Сирии, уже не раз до проведения расследования применяла военную силу против этого государства-члена ООН и участника КЗХО?

Исходим из того, что затягивание с направлением экспертов МУФС в Алеппо противоречит требованиям Конвенции о запрещении химического оружия и просто здравому смыслу, а ведь в ходе химинцидента пострадали мирные жители.

Об обострении ситуации на Западном берегу реки Иордан

С начала декабря происходит обострение ситуации на Западном берегу реки Иордан. В последние несколько дней в результате нападений палестинских экстремистов были убиты трое израильтян, от рук израильских силовиков погибли семь палестинцев. С обеих сторон имеется значительное число раненых. Ситуация усугубляется вследствие расширения Израилем масштабов операции по поимке нападавших, что вызывает новые массовые акции протеста палестинцев и столкновения с израильскими военнослужащими.

Одновременно под предлогом «ответа на палестинский террор» Правительство Израиля в нарушение резолюции 2334 СБ ООН предприняло дополнительные шаги по строительству новых и легализации существующих единиц жилья в еврейских поселениях на оккупированных территориях, в частности в поселении Офра.

Выражаем серьезную обеспокоенность этим новым всплеском насилия между израильтянами и палестинцами. Призываем стороны к восстановлению эффективной координации в области безопасности с целью скорейшей нормализации обстановки. Убеждены, что наращивание незаконного поселенчества не приведет к укреплению безопасности Израиля. Очевидно, что необходимо скорейшее продвижение политического процесса между палестинцами и израильтянами на основе соответствующих решений СБ и ГА ООН, а также Арабской мирной инициативы.

О голосовании в Генеральной Ассамблее ООН по украинскому проекту резолюции о т.н. милитаризации Крыма и частей Черного и Азовского морей

17 декабря состоялось пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, на котором был рассмотрен подготовленный делегацией Украины проект резолюции «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и г.Севастополь (Украина), а также частей Черного и Азовского морей».

Документ носит политизированный характер, построен на неприемлемых обвинениях в адрес России и призван «списать» все внутриполитические и внутриэкономические проблемы современной Украины на мифическую «российскую агрессию», а также «накачать» рекордно низкий рейтинг действующего Президента Украины П.А.Порошенко.

Кроме того, проект резолюции содержит извращенную Киевом и не соответствующую действительности трактовку осуществленной им 25 ноября провокации, когда три украинских военных корабля попытались проникнуть в Керченский пролив без предварительного уведомления российской стороны. Документы, обнаруженные на борту судов, и показания украинских моряков однозначно свидетельствуют о том, что эта акция носила преднамеренный и заранее спланированный характер.

Помимо этого, украинская провокация была совершена в нарушение Устава ООН, норм международного права, включая ст. 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., определяющих порядок и правила осуществления мирного прохода, а также права прибрежного государства на обеспечение безопасности в своем территориальном море.

Противоречат истине и заложенные в резолюцию тезисы о якобы милитаризации Россией Крыма и частей Чёрного и Азовского морей. Россия не наращивает военное присутствие в Азовском море, там нет российских военно-морских баз. Находящиеся силы используются для охраны Крымского моста и обеспечения безопасности судоходства. Напомню, с самых первых заявлений о планах строительства Крымского моста, мы слышали прямые призывы официальных лиц Украины, политиков и силовиков, которые подчиняются нынешнему киевскому режиму, сначала к недопущению, а потом и к уничтожению этого объекта гражданской инфраструктуры.

Предпринимаемые российской стороной меры (выборочный осмотр судов, в том числе и российских) соразмерны угрозам, исходящим от экстремистов, в том числе и украинских политиков, в отношении Крымского моста и в целом нашего государства.

Действия же Украины, которая объявила о создании военно-морской базы в Бердянске и систематически закрывает отдельные районы Азовского моря для проведения артиллерийских стрельб, как раз направлены на милитаризацию Азовского моря.

К сожалению, даже предложенные рядом делегаций поправки к проекту резолюции, нацеленные на более сбалансированное отражение сути украинской провокации 25 ноября, не смогли бы исправить контрпродуктивный и вредоносный характер резолюции.

На этом фоне у российской стороны не было иного выбора, кроме как поставить проект на голосование и проголосовать «против». Широкий разброс позиций государств-членов ООН, большое число воздержавшихся и значительное количество не присутствовавших на голосовании стали красноречивым свидетельством неприятия однобокой трактовки ситуации вокруг Крыма и Азовского моря. При этом известно, что на многие страны оказывалось прямое давление с тем, чтобы они проголосовали «за». Несмотря на это, резолюцию не поддержало две трети стран-членов ООН.

Контрпродуктивные антироссийские инициативы Киева на площадке Генассамблеи ООН и других структур и органов всемирной Организации, к сожалению, лишь служат ширмой для провальной внутренней политики руководства этой страны и не способствуют урегулированию внутриукраинского кризиса.

О ситуации вокруг проекта «Северный поток-2»

В последнее время в Вашингтоне и некоторых европейских столицах вновь прозвучали заявления против строительства газопровода «Северный поток-2» со ссылкой на якобы некоммерческий характер проекта и исходящую от него угрозу европейской энергобезопасности. Мы уже неоднократно обращали внимание на отсутствие логики и здравого смысла в подобных утверждениях.

Европа в любом случае будет покупать столько голубого топлива из России, сколько ей требуется. Ответа на вопрос, почему украинская монополия на транзит российского газа лучше, чем диверсификация маршрутов его поставок, мы не слышим.

Нашим оппонентам стоило бы также взглянуть на карту и учесть, что центр добычи газа в России в последнее десятилетие переместился на север, в район Ямала. Оттуда маршрут по дну Балтийского моря почти на две тысячи километров короче, чем через Украину. Цена транспортировки тоже разная, особенно, с учетом того, что Украина официально заявила тарифы, которые в три раза выше нынешних.

Побудительные мотивы действий наших коллег из-за океана понятны. Перед ними поставлена задача всеми правдами и неправдами протолкнуть на европейский рынок американский сжиженный газ. Но не надо при этом разглагольствовать о рыночных принципах и честной конкуренции. Россия как раз готова к честной конкуренции и по трубопроводному, и по сжиженному газу. Не Москва, а Вашингтон выкручивает руки своим клиентам и грозит санкциями компаниям, реализующим оптимальные варианты поставок газа потребителям. Что как не политическое давление эти санкционные режимы и «дубина», которыми так часто теперь пользуются в Вашингтоне. Когда же происходит внутренняя реорганизация в сфере добычи и транспортировки энергоресурсов, с точки зрения того, чтобы этот продукт был более конкурентоспособным и привлекательным по цене для наших партнеров – это и есть работа по повышению конкурентности, эффективности и прозрачности наших шагов.     

Труднее объяснить логику некоторых европейских политиков, которые пытаются заставить рядовых граждан и бизнес оплачивать их русофобию. Представляется, что события во Франции дают ясный ответ на вопрос, готовы ли европейские потребители платить по счетам за газ значительно больше по сравнению с ценой газа из России.

Что касается Украины, то хотели бы обратить внимание, что после 4 лет разговоров о т.н. разделении или «анбандлинге» управления ГТС Украины, на сегодняшний день там так и не появился солидный партнер, с которым можно вести переговоры.

Готовы подтвердить, что концепция «Северного потока-2» и «Турецкого потока» не предполагает полный отказ от действующих маршрутов транспортировки газа в Европу. Это относится и к Украине. Транзит российского газа через эту страну может быть сохранен при условии урегулирования отношений между заинтересованными компаниями, рентабельности украинского маршрута и создания нормальной атмосферы для переговоров. Пока ни по одному из этих направлений прогресса не наблюдается.

Тем не менее, идя навстречу европейским партнерам, Россия согласилась на продолжение трехсторонних консультаций с участием ЕС и Украины по газовому транзиту. От проведения очередной встречи в декабре отказалась именно украинская сторона. К сожалению, есть основания полагать, что если подобная встреча состоится в январе, она будет использована Киевом для политизации вопроса и антироссийской пропаганды с целью набрать очки в условиях предвыборной ситуации на Украине.

О созданной в рамках Совета Европы Рабочей группе по сравнению законодательства государств, принимающих игры Чемпионата Европы по футболу УЕФА 2020

Рабочая группа по сравнению законодательства государств, принимающих Чемпионат Европы по футболу УЕФА 2020, учреждена по инициативе Министерства спорта России в декабре 2018 г. под эгидой Постоянного комитета Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей.

Основная задача Группы – обеспечить соблюдение требований УЕФА при проведении Чемпионата. Речь идет о предоставлении принимающими государствами т.н. «гарантий», которые должны быть зафиксированы в национальном законодательстве. В числе упомянутых обязательств – безвизовый режим для болельщиков. Насколько нам известно, Россия добровольно выдала большее число «гарантий», нежели другие страны или того требует УЕФА.

Благодаря успешно проведенному Чемпионату мира по футболу 2018 г. Россия наглядно продемонстрировала свои возможности организовывать крупные спортивные мероприятия, обеспечивать безопасность и комфорт болельщиков. Полагаем возможным распространить наши наработки в рамках Рабочей группы.

О вступлении в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Сент-Винсента и Гренадин о взаимных безвизовых поездках граждан

7 января 2019 г. вступает в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сент-Винсента и Гренадин об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Сент-Винсента и Гренадин, подписанное в городе Нью-Йорке 27 сентября текущего года.

В соответствии с Соглашением граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами действительных паспортов, дающих право на пересечение границы, включая дипломатические и служебные паспорта, и граждане Сент-Винсента и Гренадин, являющиеся владельцами действительных общегражданских, дипломатических и официальных паспортов, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории другого государства без виз до 90 календарных дней в течение каждого периода в 180 дней, считая с даты их первого въезда.

Граждане одного государства, намеревающиеся пребывать или проживать на территории другого государства более 90 календарных дней либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, должны получить визу в дипломатическом представительстве или консульском учреждении этого государства в соответствии с его законодательством.

Об увековечивании в ЮАР памяти советских военнослужащих, погибших на Юге Африки

13 декабря в Претории в мемориальном комплексе «Фридом парк» состоялось торжественное открытие российского сегмента «Стены имен» с фамилиями 67 советских военных специалистов, погибших в вооруженных конфликтах в Анголе и Мозамбике, которые рассматриваются в ЮАР как этапы в борьбе с апартеидом. Мероприятие стало частью планомерного российско-южноафриканского взаимодействия по сохранению общей исторической памяти и воспитанию молодого поколения на основе глубоких традиций крепкой дружбы, в духе Совместного заявления о стратегическом партнерстве России и ЮАР, подписанного президентами В.В.Путиным и С.Рамафозой 26 июля этого года.

В церемонии вместе с Послом России в Претории М.И.Петраковым приняли участие Министр культуры и искусств ЮАР Н.Мтетва, Министр по

развитию малого бизнеса и глава подкомитета по международным делам правящей партии Африканский национальный конгресс Л.Зулу, подчеркнувшая в ходе выступления, что самим фактом своего существования

современная демократическая и свободная ЮАР во многом обязана нашей стране. На мероприятии присутствовали также послы Белоруссии, Анголы, Мозамбика, временный поверенный в делах Азербайджана в ЮАР, другие представители дипломатического корпуса.

Об отмене в 2018 г. заседания российско-чешской Межправительственной комиссии по воинским захоронениям

Обратили внимание на интервью координатора отдела по уходу за воинскими захоронениями Министерства обороны Чешской Республики П.Филипека «Радио Свобода» от 11 декабря, в котором он обвинил российскую сторону в нарушении двустороннего межправительственного Соглашения о взаимном содержании военных захоронений от 15 апреля 1999 года.

В этой связи хотелось бы дать ряд пояснений.

Российской стороной действительно было принято решение о нецелесообразности проведения в текущем году очередного заседания Смешанной межправительственной комиссии по реализации выше упомянутого соглашения (СМПК). По этому поводу чешской стороне в ноябре этого года, направлена соответствующая нота.

Такое решение было вызвано ситуацией, сложившейся в результате бездействия чешских властей в связи с размещением в августе этого года на памятнике Маршалу Советского Союза И.С.Коневу в Праге таблички, текст которой не соответствует его исторической роли. Хотели бы напомнить, что именно под предводительством этого заслуженного военачальника советские войска освободили большую часть Чехословакии и спасли Прагу (все это мы можем подтвердить архивными документами, если у кого-то возникают сомнения). И.С.Конев отмечен более чем пятьюдесятью военными наградами, в том числе высшей государственной наградой Чехословакии и Чехии (вручается и в настоящее время) – Орденом Белого Льва, и является Героем Чехословацкой Социалистической Республики.

В упомянутой дипломатической ноте чешской стороне было также предложено провести в декабре текущего года в Москве рабочую встречу для обсуждения всех аспектов российско-чешского взаимодействия в военно- мемориальной сфере. Об этом представитель Минобороны Чехии, подробно ознакомивший СМИ с деталями дипломатической переписки, почему-то, к сожалению, умолчал. Ответа на данное предложение мы до сих пор не получили.

Таким образом, вместо конструктивного диалога по всему комплексу накопившихся вопросов в военно-мемориальной сфере П.Филипек, демонстративно производит вбросы в СМИ вырванных из контекста слов и рассуждает на тему «исторических мифов» в Российской Федерации.

Развернутый ответ П.Филипеку, представителю чешской части СМПК, в ближайшее время будет направлен по линии российской части Смешанной межправительственной комиссии.

Российская сторона выполняет свои договорные обязательства по военно-мемориальной работе с чешскими партнерами, выступает за конструктивный диалог по всем ее аспектам и ожидает аналогичного подхода чешской стороны.

К вопросу безопасности журналистов

На минувшей неделе, 15 декабря, в России отмечался День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.

По данным ЮНЕСКО, с начала 2018 г. во всем мире по причинам, связанным с их профессиональной деятельностью, погибли 94 журналиста. Эта статистика пополняется за счет журналистов, выполняющих  свою работу не только в условиях военных конфликтов, но и в мирное время, отстаивая право населения на доступ к честной и оперативной информации.

В Российской Федерации уделяется особое внимание безопасности журналистов и проблеме безнаказанности преступлений против них и недопущению подобных преступлений. Делаем все возможное для привлечения к ответственности виновных в воспрепятствовании профессиональной деятельности работников СМИ, осуществляем мониторинг правонарушений в их отношении, взаимодействуем по этим вопросам с такими международными площадками как ОБСЕ и ЮНЕСКО.

Обоснованную и серьезную обеспокоенность продолжает вызывать ситуация с безопасностью журналистов на Украине. Россия неоднократно обращала внимание международного сообщества на опасные тенденции, которые выливаются как в неприкрытую цензуру, так и в грубейшие нарушения прав журналистов вплоть до их физической ликвидации.

До сих пор отсутствует какой-либо прогресс в следствии по убийствам журналистов А.Кляна, А.Волошина, И.Корнелюка, А.Стенина, А.Роккелли, О.Бузины, С.Долгова, В.Веремия, П.Шеремета и других. Представители СМИ на Украине продолжают подвергаться физическому насилию, которое происходит с фактической подачи официального Киева, давно вставшего на путь репрессий в отношении СМИ и подавления инакомыслия.

Призываем профильные международные структуры и правозащитные НПО жестче реагировать и решительно осуждать все формы давления украинских властей на СМИ, включая устранение неугодных журналистов.

Расцениваем как прорывное принятое в декабре решение Совета министров иностранных дел ОБСЕ по безопасности журналистов. Тем самым Организация продемонстрировала профессиональному журналистскому сообществу приверженность к защите его интересов. 

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: В прошлый четверг Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетил Баку, где провел переговоры с Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым. Он сообщил, что Азербайджан искренне настроен на переговоры по поиску конструктивных развязок конфликта в Нагорном Карабахе и отметил, что вы стремитесь находить креативные идеи, которые могут сформировать основу для урегулирования. Известно ли, какие именно креативные идеи по урегулированию конфликта в Карабахе будут предложены Россией?

Ответ: Говорилось о будущем, о том, что такие идеи должны быть выработаны, и они должны быть креативными. Именно такие идеи будут поддержаны. Сейчас эксперты этим занимаются.

Вопрос: Заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков сообщил, что США по двусторонним каналам подтвердили окончательность решения о выходе из ДРСМД и отсутствие намерения вести диалог по этой теме. Как Россия оценивает подобный подход к проблеме?

Ответ: Как деструктивный.

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать последние высказывания США по поводу вмешательства в дела Венесуэлы, а также опасность организации провокации, о которой говорил Президент Венесуэлы Н.Мадуро?

Ответ: Я не видела заявлений, которые Вы цитируете. Не знаю, о чем Вы говорите, но всем известно об отношении США к странам указанного Вами региона. Это отношение к иностранным государствам не как к равноправным партнерам, и, к сожалению, уже давно даже не как к младшим братьям. Оно неуважительное, постоянно базируется на вмешательстве во внутренние дела государств как сопредельных, так и просто находящихся в регионе, и не подразумевает равноправного диалога.

Страны Латинской Америки давно не нуждаются в том, чтобы переподтверждать свой статус суверенных государств. Они состоялись политически, экономически, гуманитарно, культурно, являются во всех областях членами международного сообщества, вносят свой огромный вклад в развитие международного права, в решение кризисов. Несмотря на это, США не относятся к данному региону как к равному партнеру с равными правами.

Что касается Венесуэлы, то эта страна стала объектом агрессии во всех смыслах этого слова со стороны Соединенных Штатов. Мы приводили факты, предостерегали от подобного развития событий, говорили о том, что все это вообще не имеет никакого отношения к заявленным целям США, а именно - защите прав человека, развитию демократии, а просто вредит народу Венесуэлы. И, что самое важное, тормозит развитие этой страны.

Любые процессы - политические, экономические, гуманитарные - должны развиваться внутри государства силами его народа. В случае, если стране необходима помощь, содействие, поддержка, она имеет все возможности сделать соответствующие обращения к тому или иному государству, международным структурам. Но, мне кажется, Венесуэла не обращалась к США с просьбой о помощи разобраться в своих внутренних делах, тем более, когда такая помощь ведет к ровно противоположным результатам. К сожалению, это так. Но я с удовольствием  - на самом деле я неправа - без удовольствия посмотрю на очередные заявления на эту тему, потому что все, что звучит в отношении Венесуэлы от американских политиков, не отличается конструктивом.

Вопрос: Сегодня в ходе совместной пресс-конференции Департамента государственной безопасности Литвы, прокуратуры и государственной полиции было объявлено о раскрытии целой шпионской сети, которая работала в этом государстве в пользу России. Задержаны граждане Литвы и один гражданин России. Мы вчера уже знали, а сегодня литовские спецслужбы подтвердили на пресс-конференции, что гражданин России - это семидесятилетний историк В.Иванов, которому вчера выломали дверь, задержали, якобы нашли у него оружие. Это излюбленный прием балтийских спецслужб.

Один из граждан Литвы – А. Палецкис, бывший руководитель «Социалистического народного фронта». Говорят, что они работали, озвучивая болезненные темы для литовского общества, в частности, «дело 13-ого января 1991 г.». Сейчас складывается ощущение, что любое общение с российскими журналистами, россиянами, российским бизнесом – это уже шпионаж. Думаю, что скоро всплывет и наше информационное агентство, потому что сейчас в Европе без «Спутника» и «РТ», как без воды – ни туда и ни сюда. Мы ждем. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Ответ: Во-первых, это проявление очередного элемента русофобской политики, которую проводит, к сожалению, указанное Вами государство. Во-вторых, - колоссальный откат от демократических прав и свобод, в поисках которых некоторые страны, в частности балтийского региона, устремились в политическом смысле на Запад и интегрировались, в том числе в НАТО и ЕС. Основной идеей вступления в эти структуры было отнюдь не финансовое благополучие, судя по статистике, которую мы сейчас имеем: в общем-то нет и в помине ничего близкого к развитию этих государств к показателями той же самой тридцатилетней давности. Именно свободу слова, права человека, невмешательство в частную жизнь, защиту прав и свобод личности эти страны провозглашали в качестве основы своего движения по выбранному пути. Сейчас идет колоссальный откат назад. Даже не знаю, откат ли это или полное сворачивание, полный отказ от поддержки заявленного демократического курса. Другого объяснения и другой квалификации просто нет.

Что касается того, будет ли реакция на материалы, работу «Спутника» и других российских СМИ, то, чем больше и лучше вы будете работать в плане предоставления достоверной, объективной информации, тем меньше, к сожалению, это будет нравиться, исходя из того, о чем я говорила выше.

Вопрос: Буквально сегодня Статс-секретарь - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасин призвал или выразил надежду на то, что Армения будет противостоять шантажу США. Был ли для этого какой-то повод? Связано ли это с голосованием по Крыму?

Ответ: Мне кажется, что здесь нечего добавить. Мы не допустим любой шантаж в отношении государства, которое находится на непростом пути формирования собственной государственности, поиска своего будущего пути, его определения. Чем был вызван этот комментарий и этот ответ? Возможно, вопросом. Нужно обратиться к журналистам. Не думаю, что Г.Б.Карасин остановил журналиста и попросил его записать то, что пришло в голову. Думаю, это был вопрос.

Вопрос: Заявление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по поводу меморандума, который будет подписан с и.о. Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняном, вызвало разночтения в Армении и в России.

Ответ: Вы просто не видели этого интервью. Кто видел, у того вопросов, почему были разночтения и недопонимание, не возникло. Это было выдающееся по накалу и эмоциональным страстям интервью, которое проводили корреспонденты, журналисты «Комсомольской правды». Это было даже не интервью, а, в большей, степени прямой эфир вопросов и попытка дать на них ответы, потому что Министра иностранных дел России С.В. Лаврова перебивали и постоянно задавали вопросы без возможности дать ответы (я присутствовала в этом кабинете, где оно записывалось). Никаких претензий к журналистам нет, но получилось стоящее особняком интервью-беседа. Поэтому, из-за эмоциональности происходящего и вопросов, которые постоянно перебивали ответы, возникла эта недосказанность. Понимая, что необходимо уточнение, мы выставили стенограмму со всеми необходимыми уточнениями по терминам.

Вопрос: Российских военных объектов это не касается?

Ответ: Обратите внимание на стенограмму. Речь идет о военных лабораториях.

Я благодарна тем представителям средств массовой информации и информационно-медийной среды Армении, которые тут же позвонили и уточнили, о чем идет речь, а не стали тиражировать то, что вызывает вопросы. Большое спасибо за это уточнение, которое было сделано.

Еще раз говорю, не хочу никому накручивать рейтинги, но это интервью, действительно, стояло особняком по способу формулирования вопросов.

Вопрос: Секретарь Совета безопасности и обороны Украины А.В.Турчинов заявил, что Киев планирует осуществить новый проход через Керченский пролив. По его словам, он также приглашает своих партнёров принять в этом участие. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Это объявление очередной провокации, носящее такой же провокативный характер. Оно абсолютно безответственное и призвано лишь усугубить ситуацию, когда многие партнёры Украины пытаются снять напряжённость и найти пути деэскалации. Делать такое заявление на фоне этих попыток, которые предпринимает целый ряд государств, в том числе членов ЕС, – расписываться в том, что провокация является визитной карточкой киевского режима.

Вопрос: Вы уже упомянули, что 15 декабря был День памяти журналистов. Всем нам известно, какому давлению подвергаются российские СМИ во многих странах, в частности, на Украине. Причём недавно введённое военное положение может усугубить положение российских журналистов, сделав их более уязвимыми. При этом ситуация для украинских журналистов в России противоположная. Они могут посещать любые мероприятия, им не чинятся никакие препятствия. Почему Россия не предпринимает зеркальных или хотя бы ассиметричных мер для украинских журналистов?

Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, я нахожусь в замешательстве, потому что он, к сожалению, не единичный. Я получаю не просто упрёки, а письма с жесточайшей критикой относительно того, что у нас, в отличие от ситуации с российскими журналистами на Украине, режим работы украинских журналистов не менялся и полностью соответствует тем правилам аккредитации, которые предоставляются всем иностранным корреспондентам.

Я получаю гневные письма относительно того, почему, в то время, как наших журналистов не пускают не только на официальные мероприятия, но даже на границу (причем это известные и профессиональные люди, которые всю жизнь занимались журналистикой), мы не только пускаем украинских журналистов на наши мероприятия, но и даем им слово.

Я получила целый залп неожиданной для меня критики, в том числе и публичной, в отношении того, что якобы МИД и я лично вмешались в ситуацию, когда правоохранительными органами в Москве был задержан украинский журналист, и оказали ему поддержку. Люди говорили, что в этом случае нужно показать украинской стороне, журналистам и общественности, как чувствуют себя российские средства массовой информации на Украине, когда их задерживают и по несколько часов допрашивают, не делая разницы между мужчинами и женщинами, профессиональными журналистами или теми, кто недавно в профессии.

Во-первых, негоже уподобляться тем, кого мы критикуем. Во-вторых, мы действуем строго по закону. У нас закон и правила аккредитации едины для всех. В-третьих, в отношении многих российских журналистов предпринимаются агрессивные и политически мотивированные действия, выдвигаются не соответствующие действительности обвинения в их адрес, они дискриминируются. В этой ситуации мы задействуем целый ряд механизмов: пытаемся решить возникающие проблемы на двусторонней основе и, если не получается, повышаем уровень нашей реакции – пишем письма в специализированные международные структуры.

Есть ситуации, когда мы видим, что кроме силового прессинга и политического наката есть прямая угроза со стороны силовиков и властей той или иной страны в адрес российских журналистов, вплоть до их депортации. Когда речь идет о чем-то подобном, то в последние годы, к сожалению, мы были вынуждены действовать зеркально. Есть тому примеры. При этом не только украинские, но и другие журналисты могут писать откровенные фейки и заниматься откровенными провокациями. Мы обязаны – будем так поступать и впредь – полностью предоставлять им все возможности для работы на территории Российской Федерации, в соответствии с нашим законодательством. Есть правовая культура и наша приверженность тем обязательствам, которые мы на себя взяли. Помимо всего прочего, это не просто обязательства, а определённый стиль и образ информационной работы, которую мы здесь, в Москве и России, проводим, реализуем и исповедуем.

Какие бы упрёки не получала, в частности, я – человек, который непосредственно занимается такими вопросами, в свой адрес, считаю, что в данном случае нужно руководствоваться именно правилами аккредитации, которые у нас единых для всех. Но в случае, который я сейчас привела, когда в отношении журналистов применяются такие меры, как высылки, мы вынуждены действовать зеркально.

Вопрос: В конце года все подводят его итоги. Многие организации и издания выбирают человека года. По Вашему мнению, кто мог бы претендовать на это звание?

Ответ: Я не имею права на личные заявления, стоя за этой трибуной. Но все же сделаю неофициальный комментарий в качестве человека, связанного с медийной работой, давно занимающегося информационной сферой.

Я не люблю номинации «человек года», «человек пятилетки», «человек столетия». Честно говоря, для меня это пустые, ни о чем не говорящие, формализованные названия. Но в контексте того, что мы сегодня касались темы безопасности журналистов, что мы регулярно обсуждаем и комментируем различные медийные истории, я хотела бы сузить ответ на этот вопрос до сферы СМИ, а не говорить об интересных людях и их потрясающих достижениях в экономике, культуре, миротворчестве, здравоохранении, кинематографии.

Для меня человеком, который показал своим примером, что обстоятельства не могут сломить того, кто привержен своей профессии и любит ее, несмотря ни на что, стала Т.Фельгенгауэр. Могу сказать это абсолютно искренне.

Мы часто с легкостью говорим о том, что происходит с другими людьми, зацикливаясь на своих маленьких горестях и бедах. Т.Фельгенгауэр прошла через то, что многим из нас, слава Богу, даже и не снилось, и нашла в себе силы вернуться в профессию, показав, что ничего не изменилось. Когда рассуждаешь на эту тему со стороны, могут быть какие-то иные взгляды. Когда пытаешься представить то, что человек пережил, и каково это – пройти первый раз по тому самому коридору в том самом офисе, где все это произошло, – понимаешь, что это настоящее мужество.

Я, может, и не согласна с ней во многом. Но благодаря силам, которые она нашла в себе, показав, что можно преодолеть даже такое – когда к твоему горлу приставлен нож – в моем мироощущении она свой след оставила.

Это не относится к разбору политических взглядов. Но то, что человек нашел в себе силы вернуться в профессию, несмотря на то, что это преступление в отношении нее было совершено на рабочем месте, – для меня это огромный поступок.

Вопрос: Спасибо за уточнение о ситуации вокруг мемориала маршалу И.С.Коневу. Во многих городах Поволжья и Сибири местные жители крайне негативно относятся к программе, которую развивает Министерство обороны Чехии. Например, чехи восхищаются тем, что МИД России может устами руководителя представительства Минобороны по военно-мемориальной работе при Посольстве России в Чехии В.В.Коннова говорить, что нехорошо осквернять мемориал И.С.Коневу размещением упомянутой Вами таблички. А потом мэр г.Бугульма приезжает на открытие этого памятника с участием заместителя Министра обороны Чехии, и чешские СМИ говорят, что идеологическое влияние Министерства иностранных дел России нашим мэрам нипочем. Какова Ваша реакция на тезис об идеологическом влиянии МИД России?

Ответ: Здесь вопрос не в идеологическом влиянии. Мы не ставим задачу на кого-то влиять. У нас четкая задача: предоставлять информацию по запросу, объяснять основные шаги и действия, предпринимаемые российской стороной на внешнеполитическом направлении, комментировать мероприятия, проходящие под эгидой МИД России. При этом МИД России осуществляет координирующую роль во внешнеполитической деятельности нашей страны. Есть положения, регламентирующие и объясняющие соответствующие тезисы.

В частности, осуществляя внешнюю экономическую и международную деятельность, российские структуры, министерства и ведомства, регионы, субъекты Федерации и официальные лица координируют ее с Министерством иностранных дел России. Поэтому это вопрос не о влиянии, а о координации.

Вопрос: Получается, что для чехов это выглядит иначе? Они видят, что в каком-то смысле координация отсутствует и им нравится, что ее нет.

Ответ: Да, есть желающие поиграть на противоречиях, найти какие-то нестыковки, как им кажется, и превратить их в большие противоречия. Но по данному вопросу у нас их нет. Мы очень плотно работаем с военно-историческим обществом, с историками, активистами, региональными структурами.

Вопрос: Уже несколько дней муссируется тема намерений Турции начать военную операцию против курдов. Президент Турции Р.Т.Эрдоган, как говорят, уже согласовал данный вопрос с Президентом США Д.Трампом. При этом Россия давала Турции время (сначала это был октябрь, потом – ноябрь, теперь речь идёт уже о следующем годе) на то, чтобы отделить «Джабхат Ан-Нусру» от умеренной оппозиции. Однако на деле, как видно из новостных сводок, взрывы продолжаются, то есть Турция не выполняет свои обязательства в Идлибе. Есть ли «красная линия», после которой действовать будем мы, сказав турецким союзникам, что прошло много времени, прогресс не очевиден, а сирийский народ страдает?

Ответ: Для этого с турецкой стороной на различных уровнях проводятся регулярные встречи. Так, вчера в рамках заседания министров иностранных дел трёх стран-гарантов Астанинского процесса состоялись переговоры глав МИД. Контакты с турецкими коллегами поддерживаются на уровне глав государств, спецпредставителей.

История с сирийским урегулированием – это не заведомо начерченный план, который просто предстоит реализовать, а динамично меняющаяся ситуация, на которую влияет большое количество игроков. Это ситуация не на плоскости, а в пространстве, отчего она становится ещё более сложной.

Поддержание всех возможных видов контактов – между дипломатами, военными, экспертами, обмен делегациями – не просто дипломатическая «сверка часов». Контакты призваны максимально сближать позиции там, где у нас общие подходы, и делать всё, чтобы найти общий знаменатель по проблемным вопросам. Это процесс в динамике.

Вопрос: Могли бы Вы прокомментировать информацию о готовящейся украинской провокации, которую в своём недавнем интервью упомянул Министр иностранных дел России С.В.Лавров?

Ответ: С.В.Лавров чётко сказал, что у нас имеются соответствующие сведения. Я хотела бы обратить внимание, что этот же тезис был подтверждён в ходе интервью Директора СВР России С.Е.Нарышкина на телеканале «Россия 1».

У нас действительно есть соответствующая информация, которой мы не можем не поделиться, так как речь идёт о провокационных действиях. Всё встраивается в единую логику: реализация Минских договорённостей Киевом, как мы понимаем, невозможна, исходя из внутренних процессов, которые там идут, даже несмотря на то, что на словах все согласились с тем, что это безальтернативный документ. При этом каким-то образом разрешать ситуацию в регионе необходимо, в том числе в контексте выборов. Люди требуют ответа на вопрос, что сделано за все эти годы и как ситуация будет разрешаться. На прошлом брифинге мы говорили, что с точки зрения киевского режима такая военная акция может стать единственным, хотя и безумным, актом, который может помочь определённым кандидатам набрать очки.

Что касается конкретики, то адресую Вас к комментариям С.В.Лаврова и С.Е.Нарышкина на этот счёт.

Вопрос: Информация по поводу готовящихся украинских провокаций поступала также из ДНР. Сегодня появились зеркальные обвинения в адрес России со стороны США – конкретно, Вашингтонского института по изучению войны, в котором считают, что на самом деле Россия готовит провокацию против Украины, в том числе химическую, напрямую ищет эскалации конфликта. Сегодня спецпредставитель США по украинскому урегулированию К.Волкер обсуждал введение миротворцев на Донбассе. Не готовят ли США информационную почву для серьёзного наступления?

Ответ: О роли К.Волкера мы говорили неоднократно. Сначала деликатно намекали. Потом пришлось говорить открытым текстом, потому что его роль – исключительно не миротворческая. Заявления, акции, за которыми он стоит, носят не миротворческий характер. Они не нацелены на сближение позиций внутри украинского общества, на организацию посреднических усилий, призванных привести к реализации Минских договорённостей (хотя причём здесь США?) В любом случае, все конструктивные усилия приветствовались бы. Но здесь, к сожалению, мы видим обратное.

Вопрос: Сегодня стало известно, что Мосгорсуд оставил в силе решение о выдворении из России украинской журналистки Е.Бойко. Может ли МИД России способствовать более детальному рассмотрению этого случая, чтобы не выдворять журналистку с учётом довольно специфической ситуации на Украине?

Ответ: Существует определённый механизм принятия подобных решений. Безусловно, в некоторых случаях мы можем высказать свою точку зрения. Так, в рамках судебных процессов у нас иногда запрашивается информация, является ли то или иное лицо на самом деле журналистом, может ли МИД предоставить соответствующие документы, свидетельствующие об аккредитации, наличии визы и т.д.

Однако если принято судебное решение, то МИД никаким образом не может ему противоречить. Я только сегодня об этом говорила: есть провокативные материалы, откровенные «фейки» – заранее спланированные или спонтанные. Но закон есть закон, действуют правила аккредитации. Значит, мы должны активнее работать в плане предоставления информации, более оперативно комментировать.

К методам откровенного вмешательства в работу журналистов мы прибегаем только в качестве зеркальной меры, в ответ на угрозу безопасности российских журналистов за рубежом или на прямое вмешательство в их работу (речь идёт о прекращении их деятельности и их высылке).

Вопрос: Как Вы можете подытожить развитие отношений Азербайджана и России в многостороннем и двустороннем форматах в 2018 г.?

Ответ: Мне бы не хотелось сегодняшний брифинг посвящать отношениям с каким-либо одним государством. Хочется надеяться, что в следующем году наши отношения с партнёрами, союзниками, дружественными странами будут успешно развиваться.

У нас большие планы, в частности, на развитие двусторонних отношений с Азербайджаном. С Новым годом всегда связаны надежды. Хочется мира, стабильности, реализации конструктивных задумок.